26.11.1954

22 августа 2011
26.11.1954

Новый Валаам

Боголюбивейший отец архимандрит!

Христос посреди нас!

Ваше почтеннейшее письмо я получил. Ответить мне в письме трудновато: хорошо бы поговорить лично, но это невозможно. Отвечаю кратко, что положит Господь мне на сердце.   Духовные академии и семинарии изучают только переплет Библии, а духа не изучают. Вот и удерживается буква, убивающая дух (см.: 2 Кор. 3, 6). Вот и у Вас происходит боязнь читать Священное Писание. А откуда же нам почерпать духовные силы, как не от Священного Писания? И святых отцов надо читать, ибо они очень хорошо объясняют Священное Писание и духовную жизнь до тонкости уясняют: сами прошли опытом духовную жизнь и для нас точно вехи поставили, чтобы мы не сбивались с духовной дороги. Вы увидите в их богомудрых советах свое устроение и вполне можете разобраться, как продолжать свой путь, на который наставлены Богом. Я полагаю, что у Вас уныние происходит от этих причин, т. к. своим умом хотите уладить спасение души, вот и побрасывает Вас в разные стороны, и хотите, чтобы Вас страсти не тревожили, — это невозможно.   И святые отцы тоже не были свободны от прилогов и при-ражений страстей: пока человек носит бренное сие тело, грех ходит и хитрит. Преподобный Макарий Великий хорошо объясняет в своих беседах: «Изменения у всех бывают, даже и у преуспевших в духовной жизни», — и приводит примеры падших духовных мужей.   Преподобный Исаак Сирский развивает очень мудро эти мысли в сорок шестом слове56. Эта статья вот что гласит: упал — вставай, опять упал — опять вставай. Доколе же это повторять? До смерти. Святой преподобный Иоанн Лествичник говорит: «Я дерзаю сказать, что покаяние выше крещения, ибо крещение одно, а покаяние — до смертного часа». Преподобный Моисей сказал: «Сила для желающего стяжать добродетели заключается в том, чтобы не малодушествовать, когда случится пасть, но снова продолжать свой путь». Свойственно не падать только Ангелам.   Вы пишете: «Всей душой искал смирения и уступал положению. А другие доискивались, получали сами, и Господь любит их и благословляет, а я страдаю». На эту тему хорошо поговорить лично, но это невозможно, отвечаю кратко. Преподобный Антоний Великий долго молился и спросил Господа, почему одни живут долго, а другие умирают рано, т.е. молодыми, иные живут худо — и благоденствуют, а иные живут благочестно — и страдают. Полагаю, что и Вашу фразу можно приложить: почему они доискивались — и Господь любит их, а я не доискивался, смирялся — и страдаю. Святому Антонию был голос от Господа: «Антоний, внимай себе и не испытывай судеб Божиих, ибо они непостижимы людям!» Не малодушествуй, что не можете держать правила служебного каждый день, внутренне смиритесь, и Господь избавит Вас от смущения.   Еще пишете: «Молитва и пост — это единственно могло бы помогать». Святитель Василий Великий сказал: «Пост не все могут держать, ибо телеса не у всех одинаковы». Тут уже требуется рассуждение, ибо можно повредить себя безрассудно, и молитва имеет разные степени. И Господь укорил Своих учеников, что далеки от совершенства, когда сошел с Фаворской горы к народу. И другие апостолы, когда не могли исцелить бесноватого, испугались: не потеряли ли благодатных дарований [власти] над демонами. Господь сказал: «По неверию вашему» (Мф. 17 ,20). Вот из этого видно, что требуется молитва с постом и с верою.   Еще пишете: «Молитвой Иисусовой мало занимаюсь, как-то не смею». Без молитвы успеха не будет в духовной жизни. Святой апостол заповедует даже непрестанно молиться. И Господь приводит в пример жестокого судию (Лк. 18). Святитель Иоанн Златоуст и Григорий Великий очень настаивают на занятии молитвой, а преподобный Филофей сказал: «Надо молиться о тех монахах, которые не знают внутреннего делания (молитвы)».   Вы мечтали поехать на Афон или к нам, ведь и на Афоне иноки с неба звезд не хватают, там встретите всего. Преподобный Григорий Синаит посетил Афонскую Гору, обошел все монастыри, встретил только троих, немного занимавшихся внутренним деланием, а у всех [остальных] было только наружное подвижничество — это было в XIV веке. Так и у нас в данное время увидите много всего, очень может быть, что и неполезного. Святые отцы даже советуют погружаться вниманием в Священное Писание, а не бояться.   Вот теперь я читаю Священное Евангелие, по болезни ног, сидя. Жизнь моя прошла, и в Священном Писании сказано: «Аще же в силах — осмьдесят лет, и множае их труд и болезнь» [Пс. 89, 10]. И справедливо, вот и я испытываю это предсказание, ноги очень болят, даже страшно и смотреть на них, грыжа, одышка, частенько приходится ночи проводить без сна. Может быть, и смерть стоит за спиной пишущего эти строки и скосит мою головушку, ибо смерти закон неумолим. Все же тайна очень великая, как душа будет разлучаться с телом. Тело — из земли, в землю и пойдет, а душа — от Бога, к Богу и пойдетКончаю писать, многонько наговорил в этом письме.Очень прошу простить меня, если что и неладно написал. Прошу святых молитв Ваших.

Многогрешный схиигумен Иоанн.