25.05.1953

22 августа 2011
25.05.1953

Новый Валаам
Боголюбивейший отец архимандрит!

Христос посреди нас!

Ваше почтенное письмо я получил, сразу же пишу Вам.   У Вас в молитве случилось преткновение, однако не унывайте, с Божией помощью постепенно все пройдет и пойдет обычным порядком.   О молитве трудно писать, легче поговорить лично. Все же напишу несколько слов. Молитва имеет три степени: первая — устная молитва — произносится устами, а ум гуляет; вторая — умная молитва, ум заключается в слова молитвы и внимание держат в верхней части груди, ибо внимание — душа молитвы. На сердце не надо нажимать вниманием, если будет внимание в груди, тогда и сердце будет сочувствовать. Третья — умно-сердечная молитва, достояние очень редких и дается за глубочайшее смирение. Страстный не должен дерзать к такой молитве, как говорит преподобный Григорий Синаит.   К умилению и слезам не надо стремиться, а когда это само по себе придет, и теплота сердечная, думать не надо, что что-то великое получил, это бывает естественно, от сосредоточения, но не прелесть.   Конечно, молитва помогает в борьбе со страстью, а главное, надо развивать смиренные чувства, чтобы видеть себя хуже всех. Преподобный Петр Дамаскин сказал: «Аще увидишь свои грехи аки песок морской — это здравие души». Обрати свое внимание на тщеславие и гордость и борись с ними (смотри в «Лествице»). А во время уныния углубись в Священное Писание и расположись на волю Божию, а не на свои труды.   С мирянами говорить об искушениях не надо, они духовную жизнь не понимают, — могут соблазниться и потерять доверие к себе. Еще знай: не человек для поста, а пост для человека, и духовность не в нарушении естества, а в произволении воли. Некий подвижник жил в пустыне и питался только кореньями с растениями, но блудная страсть всегда борола его. Сказал он это святым отцам, и они рассудили, что этот монах был неопытным в умном делании.   «Если внутреннее делание по Богу не поможет человеку, то напрасно он трудится во внешнем», — сказал преподобный Вар-сонофий Великий. Все телесные подвиги, как средство или пособие к духовной жизни, конечно, они нужны, но надо проходить их разумно. Духовная жизнь подобна дереву: сперва являются листья, а потом плоды (см.: Гал. 5, 22). [Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание (Гал. 5, 22—23)]. Если плодов не будет, то оно подобно бесплодной смоковнице [см.: Мф. 21, 17—21].   Конечно, хорошо бы беседовать о духовной жизни с едино-мысленным человеком, но это редкость в данное время. В таком случае надо руководиться святоотеческими писаниями, ибо у отцов все писано от чувств, пережито и ложится на сердце, точно пластырь на рану. У Вас есть «Лествица» и «Невидимая брань», вот туда и заглядывайте.   Вот что еще у святых отцов писано к людям трех степеней духовного преуспеяния: к начинающим, средним и совершенным. Здесь требуется благоразумие, и надо, по возможности, знать свое устроение. Не взять на себя то, что могли понести только совершенные.   Вот сколько наговорил, простите, хотел бросить в печку, но Вы это сделаете по прочтении.   Свечка моей жизни догорает, в прошлом году ходил за грибами и насушил белых, а ныне не могу. Служить тоже не могу, причащаюсь в алтаре. Прошу святых молитв Ваших.

Ваш недостойный сомолитвенник архигрешный схиигумен Иоанн.