13.04.1956

22 августа 2011
13.04.1956

Новый Валаам

Боголюбивый отец ...!

Получил я Ваше письмо, и Вы пишете, что духовная жизнь у Вас не клеится, молитва пресекается, нападает уныние, леность, сухость и легкое отчаяние.   В этой временной жизни иначе и быть не может: приходится переживать всякие невзгоды, как кораблику в море — то ветер, то дождь, то буря, да такая, даже мачты трещат; иногда то и жди, что на луду [подводный камень] выкинет.   В такие тяжелые минуты полезно прогуляться подальше в лес и посмотреть, как белки прыгают с елки на елку и птички чирикают, веселятся и как бы вся природа хвалит Господа. Только бедный человек унывает и скорбит. Еще полезно с кем-нибудь поговорить. А врачует это тяжелое состояние терпение, молитва и время. «Окутайся в мантию и ложись», — сказал преподобный Исаак Сирин.   Еще смущают тебя старые привычки, и ты очень унываешь. Да, тяжеловато переживаешь их, однако унывать не надо. Преподобный Иоанн Лествичник говорит: «Часто старые привычки мучительным образом обладают нами и теми, которые оплакивают грехи свои; и сие неудивительно. Слово о судьбах и падениях темно для нас, и никакой ум не постигнет». Еще не ужасайся, если и каждый день падаешь, и не отступай от пути Божия, но стой мужественно, и, без сомнения, Ангел, который хранит тебя, почтит твое терпение.   Преподобный Моисей говорит: «Сила для желающего стяжать добродетели заключается в том, чтобы не малодушествовать, когда случится пасть, но снова продолжать свой путь. Свойственно не падать только Ангелам».   Вот что говорит святой Ефрем Сирин: «Подвижнику и это надо знать: поколику душа несравненно выше тела, потолику и душевные добродетели, особенно богоименные и богоподражательные, выше добродетелей телесных, и душевные пороки тяжелее и пагубнее телесных, хотя не знаю, почему ускользает сие от разумения многих. Пьянства, блуда, воровства и близких к сим пороков. Как таких, которых многие остерегаются, боятся и избегают, но равнодушно смотрят на пороки гораздо важнейшие, как душевные — зависть, злопамятство, высокомерие, лукавство и корень всех зол — сребролюбие». Некоторым это, может быть, будет непонятно и невместимо. Но преподобный сказал справедливо, ибо он сравнивает пороки душевные с телесными.   А добродетель богоименная — это любовь, ибо Бог есть любовь (1 Ин. 4, 8).   Это я написал Вам не в поблажку, а к сведению, чтобы духовную жизнь понимал пошире. Важнее всего, старайся быть мирным; а чтобы быть мирным, не касайся никаких чужих дел, уклоняйся от разной нелепой болтовни, чтения газет и узнавания новостей. Святые отцы сказали: «Если монах каким вышел из келлии, таким уже не вернется». А о газетах и слушании новостей и говорить излишне.   Если будет какое недоразумение — пиши; постараюсь ответить, насколько Господь вразумит меня, грешного. Мне уже стукнуло восемьдесят три года, и благодарю Бога, ибо я имею два утешения: первое — хорошие глаза, свободно могу читать, и второе — сам себя обслуживаю; а о болезнях умолчу. Прошу святых молитв Ваших.

Старец Валаамского монастыря.