[Суды Божий]

17 августа 2011
09.10.1955

[Суды Божий]

Досточтимый о Христе ...   Получил Ваше письмо, и просите меня ответить. Тебе непонятно у святого апостола Павла следующее: «Притом знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу... А кого Он предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил» (Рим. 8, 28, 30).   Отвечаю не по своему мудрованию, а на основании святоотеческого учения. Блаженный Феофилакт говорит: «Итак, сначала предведение, потом предопределение. А званным становится человек по предведению, т.е. по собственному его произволению (потому что в таком случае все спаслись бы, потому что все призваны), а нужно еще произволение. Итак, сначала предведение, а потом предопределение».   Господь призывает всех: «Приидите ко Мне вси тружда-ющиися и обремененнии» [Мф. 11, 28], но свободной воли, данной Господом, не нарушает. Ибо от доброй воли зависит или стремиться к спасению и ждать благодати, или желать зла и от благодати отвращаться.   Святой апостол Петр говорит: «Возлюбленный наш брат Павел, по данной ему премудрости, написал вам ... и во всех своих посланиях, в которых есть нечто неудобовразу-мительное, что невежды и неутвержденные, к собственной своей погибели, превращают, как и прочие Писания» [2 Пет. 3, 15-16].   Святой апостол Павел восклицает: «О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его! Ибо кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему? Или кто дал Ему наперед, чтобы Он должен был воздать? Ибо все из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки, аминь» (Рим. 11, 33—36).   Знай, друже, что наш умишко очень ограниченный, да еще сердце загромождено страстями, и мы не можем понять божественного намерения во Святом Писании. Некоторые люди от незнания сущности Святого Писания, [считают, что] произошло нелепое учение о безусловном предопределении одних ко спасению, а других к погибели; как будто всеблагой Бог желает кому-нибудь погибели.   Преподобный Антоний Великий постился и молился, просил Бога открыть ему, почему одни умирают в молодости, а другие в старости, иные благочестиво живут — бедствуют, а худо живут — благоденствуют. Услышал голос: «Антоний! Внимай себе, а суды Божий не испытывай, они тебе не полезны».   Да разве человек может постигнуть суды Божий? Почему одни бывают от рождения слепые, другие калеки, иные идиоты? И много есть, много, что для нас непостижимо. Ереси, секты и расколы произошли от неправильного понимания Святого Писания и основаны на гордости и самовнушении. В православной вере авторитет Вселенские Соборы и учение святых отцов.   Вот, друг, советую тебе читать Святое Писание. Сперва помолись Богу, чтобы Он открыл твой ум уразуметь Писание. Что понятно — старайся исполнять, а непонятное пропускай. Так святые отцы советуют. Святое Писание надо читать не для знания, а для того, чтобы спасти свою душу. А исследование непостижимого относится к гордости.   Мог я еще много написать тебе на эту тему, но, полагаю, достаточно и этого для тебя.