[О воплощении Бога Слова]

17 августа 2011
20.04.1955

Новый Валаам

[О воплощении Бога Слова]

Досточтимый о Христе ...   Получил твое письмо, и ты просишь меня написать тебе о воплощении Сына Божия. Я давно собирался написать это себе на память, но все как-то не мог собраться написать, а ты натолкнул меня.   Дерзаю приступить к этому великому делу, и душа моя трепещет: как я могу писать о такой великой тайне, и святые Ангелы не могут постигнуть этого великого таинства. Все же, с Божией помощью, [напишу], насколько человек может воспринять своим ограниченным умишком эту великую тайну воплощения Бога Слова.   Пишу на основании [учения] Святой Церкви и учения святых отцов, а не свое мудрование. А сердце мое трепещет: как Святая Троица, Единосущная и Нераздельная, Сын Божий невместимый вмещается в утробу человеческую Приснодевы Марии. И вос-приял от Нее душу и тело человеческое, и бысть совершенный Бог и совершенный Человек, кроме греха, и волю имел Божескую и человеческую, только воля человеческая подчинялась воле Божией. Сердце мое трепещет, как я буду продолжать писать о таком Таинстве.   Бог невидимый и непостижимый, на Него и Ангелы не могут взирать. Но Господь, по Своему милосердию, снисходит к роду человеческому воплощением в человечество. О! Дивное чудо, невместимый Бог вмещается в утробу Приснодевы и по закону человеческой природы был носим в утробе Девы Марии девять месяцев и родился, как человек, но рождение было безболезненное, ибо зачатие было не плотское, а от Духа Святого. И Младенец Божественный полагается в ясли и питается млеком материнским, как человек. «Отроча же растяше и крепляшеся Духом, исполнялся премудрости: и благодать Божия бе на Нем» [Лк. 2,40]. О! Великое чудо: жил, воспитывался и повиновался святому Обручнику Иосифу до тридцатилетнего возраста. Работал по плотническому ремеслу: пилил, рубил, строгал рубанком, вообще работал как плотник. Двенадцатилетним отроком в Иерусалиме в еврейской синагоге удивлял фарисеев вопросами и ответами, а больше ничего не известно [о Нем] до тридцатилетнего возраста, ибо Бог скрыл свое Божество. О глубина Божественной премудрости и смирения!   В тридцатилетнем возрасте возведен был Духом Святым в пустыню и жил там со зверьми. Как человек, сорок дней терпел голод и бысть искушаем диаволом [см.: Мф. 4, 1—11]. Ходил и учил род человеческий, как Ему было угодно, три с половиной года. Действовал как Бог и как человек. Когда плыл с учениками на корабле, спал на корме, как человек. Поднялась буря, и корабль их стало заливать. Ученики в испуге разбудили Его: «Наставниче, погибаем». Господь запретил волнам и ветру — как Бог [см.: Лк. 8, 23—24]. Когда Господь пришел ко гробу умершего Лазаря, прослезился, как человек, а воскресил его, как Бог, сказав уже смердящему: «Лазаре, гряди вон» [Ин. 11, 41—43]. По человечеству, как человек, ходил, уставал, пил, ел и плакал, а как Бог, творил чудеса, исцелял больных, воскрешал умерших. А ученые фарисеи знали Святое Писание просто назубок, но по закону не жили и святую истину не могли понять. Преследовали Спасителя мира на каждом шагу, и до того дошла их злоба, что распяли Господа.   Дивны дела твои, Господи, как человек терпел от злых фарисеев разные поругания. Говорили: «Исцеляет больных, воскрешает умерших и прочие чудеса бесовскою силою» [см.: Мф. 12, 24-28. Мк. 3, 22-26. Лк. 11, 15-20]. И Господь ради нашего спасения все это терпел, как человек. Чудное смирение Сына Человеческого. Ехал на осляти, как человек, и при Его торжественном шествии в Иерусалим народ постилал свои ризы и громко, радостно кричал: «Благословен грядый Царь во имя Господне! мир на небеси и слава в вышних!» (Лк. 19, 38). После торжественного шествия в Иерусалим Господь на Тайной вечере установил Таинство Святого Причащения, и Иуда был причащен Тела и Крови Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа.   Господь, как человек, скорбел и тужил: «Прискорбна есть душа Моя до смерти, — и молился, глаголя: — Отче Мой, аще возможно есть, да мимоидет от Мене чаша сия: обаче не якоже Аз хощу, но якоже Ты» [Мф. 26; 38—39].   «Бысть же пот Его, яко капли крови, каплющия на землю» [Лк. 22, 44]. И терпел, как человек, поругание, осмеяние, биение по щекам и палкой по голове; и терновый венец надели на голову Его, и кровь лилась по одежде Его, и насмехались, говорили: «Радуйся, Царю Иудейский» [Мф. 27, 29]. И злые фарисеи повели Господа — Творца всей вселенной и всей твари — на распятие. Пригвоздили Его пречистое Тело ко кресту. Господи! Прости меня, окаянного, что я дерзаю описывать честные страдания Твои. Пишу не ученым языком, ибо я науки не проходил, а как чувствовал, так и писал.   Делаю выписку из книги: «Священная история»: «Распятие на кресте было самой ужасной казнью. Оно заключало в себе все, что есть мучительного в пытках и смерти: головокружение, судороги, упадок сил, лихорадку, столбняк, антонов огонь в ранах — все это вместе и в самой высшей степени, притом без лишения чувств. Пригвождение к кресту в висячем положении делало мучительным малейшее движение, воспаленные и постоянно увеличивающиеся раны от гвоздей разъедала гангрена. Кровеносные жилы, в особенности в голове и животе, напрягались от прилива крови и лопались. Ко всем этим мучениям присоединялся невыносимый жар и неутолимая жажда. Все эти мучения производили такую нестерпимую тоску, что распятые с мольбой просили, как величайшей милости, покончить их жизнь». Господи, помилуй! И все эти ужасные страдания Господь наш Иисус Христос терпел, как человек, ради нашего спасения, а Божество сострадало. О дивное чудо! Человече? Неужели твое окаменелое сердце не содрогнется от воспоминаний таких страданий Иисуса Христа.   Вот, по твоему желанию, написал я тебе кратко. Советую тебе читать Святое Евангелие ежедневно хоть по несколько строчек, если у тебя нет времени.