[О тщеславии и святоотеческом писании]

17 августа 2011
15.11.1954

Новый Валаам

[О тщеславии и святоотеческом писании]

Уважаемая о Христе Н...

Получил я твое письмо, и ты укоряешь меня в тщеславии, что я пишу письма по тщеславию.   Я и сам удивляюсь себе, как я случайно вплелся в переписку с разными лицами. Конечно, причина — духовничество. Некоторые мои духовные чада обращались ко мне с разными вопросами, и я, по своему безумию, отвечал на их вопросы, что было на сердце, а чтобы издавать письма — мне никогда и в голову не приходила эта мысль.   Нашлись некоторые личности, которые просили меня дать согласие, чтобы издать эти письма. Вот я и согласился на их просьбу: если нашли что-либо полезное, Бог благословит, собирайте мои письма, дал им адреса [тех], которым писал.   Не могу сказать, что нет у меня тщеславия. Тщеславие — очень тонкая страсть, ибо примешивается к каждой добродетели и святых не щадит, прилипает и к ним. Но они боятся этой нахальной страсти; для них [она], все равно что брызнуть дегтем на белую одежду.   Эту безумную страсть можно заметить только при очень внимательной жизни, если человек будет стоять на страже своего сердца молитвенно, именно тогда только увидит, как тщеславные помыслы подступают к сердцу. О, безумное ты тщеславие! Как ты любишь показность своих трудов, иногда и труды ты большие несешь, чтобы люди видели и величали тебя. [Дела] тщеславного человека суетны: пост, поклоны и прочие телесные труды, ибо он все это делает ради славы своей. Господь ведь повелевает все делать втайне и громит фарисеев за их тщеславное поведение.   Вот что еще. Человечество изобрело вежливость вместо любви, и под этой вежливостью скрываются тщеславие, лицемерие, лукавство, гнев и прочие страсти душевные. На вид такой человек просто душа-человек. Сразу и не поймешь такого человека. А так как фундамент основан не на любви, очень скоро обнаруживается его внутреннее состояние, ибо такой человек двойственен: на словах говорит так, а на деле иначе.   А у кого в корне любовь, такой человек уже не двойственен, ибо у него простота, откровенность и естественность; эта черта [бывает] только у подвижников благочестия. Есть люди, которые от природы имеют такие дарования, они узнаются по плодам: уксус и вода имеют один цвет, но вкус разный, ибо гортань брашно [пищу] различает.   Кто хочет больше знать о страстях, того отсылаю во второй том «Добротолюбия», там святые отцы до тонкости объяснили о страстях из личного своего опыта. Великое для нас благо — святоотеческое писание. Отцы опытом прошли духовную дорогу и свое учение, точно вехи, поставили для последующих родов. Всесторонне объяснили духовную жизнь.   Не хотел говорить, но по своему безумию все же скажу. В данное время очень мало изучают святоотеческое учение, иные много говорят, но говорят, как сами понимают, и преимуществует буква, убивающая дух (см.: 2 Кор. 3,6). Да, оскуде преподобный [Пс. 11, 2], и в данное время мы лишены этого великого блага — жить под руководством опытного старца; их нет. Преподобные отцы прозорливыми своими очами видели наше оскудение в живых руководителях и оставили нам свое учение. Впрочем, нелегко понять их учение правильно, ибо они писали из личного своего опыта — тут требуется хоть и слабый, некоторый свой опыт, еще лучше, если найдется единомыс-ленный советник, тогда вдвоем легче изучать святоотеческое учение.   Да, хорошо писать и говорить о духовном, а жить духовно — требуется подвижничество, не напрасно же святые восставали на себя, как на врага. Хорошо читать святых отцов, там ты увидишь свое ничтожество, и это смиряет наше мнимое благочестие.