О сновидениях

18 августа 2011
О сновидениях

Мне приходилось слышать, что многие миряне говорят о сновидениях и заключают о них разные свои догадки. Некоторые и наши почтенные батюшки-иноки верят снам и придают им свое значение.   Получая письма от мирян о сновидениях и читая их, некоторые иноки, по своей неопытности в духовной жизни, одобряют эти письма и дают их прочитывать своим собратьям-инокам, как некое назидание. Вот такие неправильные понятия о снах и побудили меня сделать выписки из [творений] некоторых святых отцов.   «Бесы тщеславия — пророки в снах. Будучи пронырливы, они заключают о будущем из настоящих обстоятельств и возвещают нам оное, чтобы мы, по исполнении сих видений, удивились и, как будто уже близкие к дарованию прозрения, вознеслись мыслию. Кто верит бесу, для тех он часто бывает пророком; а кто презирает его, пред теми он всегда оказывается лжецом. Как дух, он видит случающееся в воздушном пространстве и, заметив, например, что кто-нибудь умирает, он предсказывает это легковерным через сновидение. Бесы о будущем ничего не знают по предведению, но известно, что и врачи могут предсказывать смерть... Кто верит снам, тот вовсе не искусен; а кто не имеет к ним никакой веры, тот любомудр. Посему, кто верит снам, тот подобен человеку, который бежит за своей тенью и старается схватить ее» (Преподобный Иоанн Лествичник. Слово 3. О сновидениях, бывающих новоначальными). Блаженный Диадох пишет: «Да довлеет, однако ж, нам паче, как великая добродетель, то правило, чтоб отнюдь не верить никакому сонному мечтанию. Ибо сны наибольшею частью бывают не что иное, как идолы помыслов, игра воображения, или еще, как я уже говорил, бесовские над нами надругания и забавы».   Святой Симеон Новый Богослов пишет: «У тех только бывают истинные во сне видения (их не следует называть снами, а видениями), которых ум благодатию Святого Духа сделался прост и свободен от всякого давления со стороны страстей и от рабства им; у которых вся забота и попечение о Божественном и все помышление о будущих наградах и воздаяниях; которых жизнь выше жизни живущих, беспопечительна, неразвлеченна, тиха, чиста, исполнена милости, мудрости, небесного ведения и других плодов благих, возделываемых в них Духом Святым; у тех же, кои не таковы, сны ложны и беспорядочны, и все в них обман и прелесть явная».   Премудрый Сирах пишет: «Пустые и ложные надежды — у человека безрассудного, и сонные грезы окрыляют глупых. Как обнимающий тень или гоняющийся за ветром, так верящий сновидениям». «Гадания и приметы и сновидения — суета». «Сновидения ввели многих в заблуждение, и надеявшиеся на них подверглись падению» (Сир. 34, 1—2; 5; 7). Есть много примеров в отеческих сказаниях, когда веровавшие снам погибали. Оптинский старец иеросхимонах Леонид говорил своему ученику: «Не должно верить снам, хотя бы они в своем роде и действительны были, ибо через верование снам многие прельстились. Любомудрый старец Феостирикт, сочинивший параклис Пресвятой Богородице [молебен, поемый во всякой скорби душевной и обстоянии], вверившись снам, наконец так прельстился, что погиб».   Есть такое сказание в «Прологе»: «Месопотамский монах удивлял всех своею строго подвижнической жизнью, но как веровавший снам — погиб. Ему был сон: святой Моисей с прочими пророками и евреями идут в рай, а апостолы с мучениками, со святителями и преподобными идут в ад. После этого сна монах принял иудейскую веру, женился на еврейке и стал вести полемику с православными». Много можно было бы привести подобных сказаний, но довольно и этих. Если святым божиим людям и были сны пророческие, как-то святому Иосифу библейскому, святому Иосифу Обручнику, Пресвятой Богородице и прочим святым, то им и извещение внутреннее было от Бога. В Святом Писании хорошо и ясно сказано, как должно нам спасаться. Но наш ограниченный и пытливый умишко недоволен этим и хочет еще что-то узнать о будущем из снов. Не лучше ли нам руководствоваться Священным Писанием и святоотеческими советами, чем увлекаться снами и им доверяться. Умудри нас, Господи, всех и каждого следовать по стезям заповедей Твоих.