О Пресвятой Богородице

18 августа 2011
О Пресвятой Богородице

Много времени я собирался написать себе на память о Приснодеве Марии и наконец собрался.   Пресвятая Богородица, помоги мне, скудоумному, написать о величии Твоего существа: ибо Ты, избранная ото всех родов и вместила во утробу Свою Создателя всей твари, достойно и праведно именуешься Богородицей.   Есть церковное предание: что евангелист Лука, [который] был врач и художник, написал образ Богородицы с Богомладен-цем на руках и показал Деве Марии. Она одобрила эту икону и [как знаем из] Евангелия сказала: «Се бо, отныне ублажат Мя вси роди» (Лк. 1, 48). Вот, Ея пророчество сбылось: действительно ублажают Ее все роды. В Православной Церкви во всех службах в течение всего года ублажают Ее, особенно в догматиках восьми гласов. Там говорится в ветхозаветных прообразах о Богородице и о воплощении Бога Слова. Молящиеся, слушайте особенно внимательно, когда поются догматики.   В Православной Церкви чтутся более трехсот шестидесяти чудотворных образов Божией Матери и описаны все чудеса от них.   На иконах Пресвятая Богородица изображается с тремя звездами: одна на голове и две на плечах, это символы Ее присно-девства — Она была Дева до Рождества, Дева в Рождестве и по Рождеству Дева.   Протестанты своим неверием в церковное предание исказили Святое Евангелие и дерзнули баснословить в своих мудрованиях, что [будто бы] у Девы Марии были дети. О! Какое нелепое мудрование так думать о чистодевственном Божием Сосуде. Вероятно, они преткнулись о слова: и не знаяше ея, дондеже роди сына Своего первенца (Мф. 1, 25). Дондеже — означает здесь не то, что будто бы до рождения не знал Ея, после же познал. Такова особенность языка Писания: так и не возвратился вран в ковчег, дондеже изсяче вода от земли (Быт. 8, 7), но он не возвратился и после этого. Или еще: «Я с вами есмь во вся дни до скончания века» (Мф. 28, 20). А после скончания разве не будет? Еще называет Его первенцем не потому, что будто Она родила еще другого какого-либо сына, но просто потому, что Он родился первым и единственным, Христос есть и первородный. Лютеране неверием своим в церковное предание исказили Святое Евангелие и создали глубокую ересь. В книге «Обличительное богословие» об этом сказано подробно, вот туда и отсылаю тех, кто хочет знать подробно об этой ереси.   Я не буду разбирать родословие Спасителя по плоти, отсылаю к толковникам Священного Писания и предания, ибо они подробно говорят о родословии.   Святой праведный Иосиф вдовствовал в чистоте много лет. Уже восьмидесятилетнему Иосифу была обручена Пресвятая Дева Мария, отданная ему для хранения Ея девства. Святой Иосиф не знал тайны воплощения Бога Слова, не знал, что зачатие было от Духа Святаго. Когда заметил, что Дева Мария непраздна, не желал обличить Ея, а хотел тайно отпустить. Когда он подумал об этом, святой Ангел вразумил его, открыв тайну зачатия от Духа Святаго. Тогда святой Иосиф с благоговейным страхом служил Марии, как Матери Божией и всего мира Госпоже и Владычице, а вместе [с тем] служил и рожденному от Нее Младенцу Богу. И можно ли подумать, что такая Чистая Дева имела детей? Святой Иосиф не дожил до времени служения Христова, скончался стодесятилетним старцем.   Я, недостойный инок Валаамского монастыря, сообщу еще три чудесных случая о Божией Матери, [бывших] при моей жизни в монастыре.   Считаю грехом, если не напишу о Валаамской иконе Божией Матери .   Известный художник, академик иеромонах Алипий написал икону Богородицы во весь рост с Богомладенцем на руках. Писал он в то время, когда читали акафист Богородице в церкви. Скажут ему: «Читают акафист», — и он начинает писать. Затем скажут: «Акафист кончили читать», — тогда и он кончает работу. Образ Богородицы был написан за несколько приемов во время чтения акафиста. Этот образ Богородицы повесили в Успенской церкви на правой колонне. Затем, не знаю почему, вынесли этот образ в маленькую Никольскую церковь. В ней службы не совершаются, [икону] поставили к восточной стенке — заставили другими старыми образами, разобранным иконостасом, подсвечниками и другими церковными вещами. Иноки забыли сей святой образ.   Одной благочестивой старушке в Петрограде явилась во сне Божия Матерь и говорит ей: «Поезжай на Валаам и скажи игумену Пафнутию, чтобы Мой образ перенесли в собор. Игумен сперва не поверит тебе, но ты скажи еще и еще [раз], тогда он поверит. Укажи ему место, где находится святой образ. Тогда игумен возьмет двух монахов и пойдет с тобой. Когда понесут Мой образ, схимонах в белом балахоне подойдет и облобызает его». Все так и сбылось, как было сказано старушке во сне.   В книге пророка Иоиля сказано: «Излию от Духа Моего на всяку плоть, и прорекут сынове ваши и дщери ваша; и старцы ваши сония узрят, и юноты ваши видения увидят» (Иоил. 2, 28). Сию икону перенесли в собор и поместили на правой стороне на колонне. Когда мы уезжали с Валаама, и сию икону привезли и поставили ее у правого клироса на Новом Валааме. Это место [где устроен Новый Валаам] называется Папинниеми, купили у лютеранина [поместье]. То чудно, что [там, в имении] в одной хорошей комнате висел на стенке образок преподобных Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев. Место оказалось очень удобным для нас, престарелых иноков. Значит, наши хозяева заботятся о нас, грешных.Еще скажу об иконе Божией Матери.   В Валаамском монастыре у схимонаха Мелетия был Козельщанский образ Божией Матери, стоял в углу на полочке. Однажды в отсутствие схимонаха некий послушник пришел в келлию с целью поискать деньги, знал, что отец Мелетий жил в городе, и думал, что у него непременно есть деньги. Только он вошел в келлию, вдруг возле иконы показался огонь и пошел прямо на него. Послушник очень испугался и выбежал из келлии в большом страхе. Он потом сам говорил о своем грехе и о чуде от образа Божией Матери.   Еще один случай. У меня был образ Божией Матери с Бого-младенцем, который писал тоже отец Алипий. Двадцать лет я молился пред этой иконой, а затем послал ее в Эстонию, в Пюх-тицкий монастырь, одной скорбящей инокине. Она написала мне, что когда получила сей образ и принесла в келлию, то от иконы исходило благоухание три дня, и монахини, приходившие к ней, обоняли чудесное благоухание.   Великий подвижник, преподобный Максим Кавсокаливит имел особенную веру ко Пресвятой Богородице. В один день пришел он в Церковь и с безмерной теплотой сердца и любовью целовал святую икону Ея. Вдруг ощутил в груди своей и в сердце своем некую особенную теплоту, излившуюся от святой иконы, и вошло в душу его великое умиление.   Такая теплота не кровяная, а духовная. И слезы текут просто струей, и как бы все члены плачут. В такой момент буквально все люди делаются милыми: так и бросился бы каждому в ноги, и мыслей посторонних никаких нет, а весь сосредоточен в себе.   Иногда бывает, что все члены просто ослабеют, и на ногах не устоишь. Тогда надо садиться или ложиться, пока все это кончится. Это не прелесть, а благодатное Божие посещение. Мне говорил об этом человек, который сам испытывал такое благодатное явление. Конечно, недуховный человек вместить этого не может, это становится ему смешным. Так некоторые говорили и на апостолов, когда благодать излилась на них в виде огненных языков. Говорили и насмехались: они напились сладкого вина (Деян. 2, 13).   О, дивная Пресвятая Богородица, благодарю я, грешный, что Ты по Своей благости помогла мне, скудоумному, описать несколько чудес от икон Твоих. Аминь.

Пресвятая Богородица, спаси мя грешного.