[О прелести бесовской и прозорливости святых]

18 августа 2011
[О прелести бесовской и прозорливости святых]

Святой апостол Павел говорит: «Наша брань не против крови и плоти, но против ... духов злобы поднебесных» [Еф. 6,12].   Вот этот дух злобы, насколько Господь попустит ему, искушает нас, грешных. Через наши помыслы возносит разные хулы: на Бога, все божественное и на Святые Христовы Тайны. Иногда такие скверные помыслы, что даже стыдно и на иконы взглянуть, и многое другое не подобное. Святые отцы не хотели [это] даже и писанию предать, я тоже не буду писать [о том], что приходилось мне слышать от некоторых.   Некоторые очень смущаются и думают, что это наши помыслы. Но диавол-дух смешивается с нашей душой. Конечно, не многие могут разбирать, [настраиваться] против этих диаволь-ских внушений. Одно средство — не обращать на них внимания и просить у Бога помощи.   Диавол преобразуется в Ангела света, является людям в виде Ангелов, даже в виде Спасителя. Преподобному Исаакию Киевскому, жившему в затворе семь лет, явились бесы в виде двух ангелов и говорят ему: «Ты угодил Богу. Вот идет Спаситель, ты поклонись ему». И диавол в виде Христа идет в сиянии, и преподобный поклонился ему. Бесы так его измучили, что он лишился ума, стал как младенец. Два года кормили его, ибо сам он не мог есть. Через два года он, по молитвам преподобных, которые тогда жили [в Печерской Лавре], поправился и, с Божией помощью, сам стал страшен бесам и власть имел над ними.   В этой же Лавре жил преподобный Никита, просился у игумена в затвор. Игумен и другие старцы не советовали ему и говорили ему: «Ты еще молод и неопытен в духовной брани, враг может обольстить тебя, как Исаакия». Но он настаивал на своем: «Исаакия обманули, и бесовский обман послужит мне на пользу во избежание его козней». [Наконец] игумен и другие старцы уступили его просьбе.   Затворился молодой подвижник и стал подвизаться. Через некоторое время явился ему бес в виде ангела и говорит: «Ты угодил Богу. Я послан от Бога служить тебе. Ты не молись теперь, я буду молиться за тебя. Вот тебе знамение — будешь знать на память весь Ветхий Завет и знать языки. Народ будет ходить к тебе, а ты пророчествуй им». Молодой подвижник действительно стал приходившим к нему предсказывать будущее, даже и князьям предсказывал, и в точности все исполнялось. Сперва игумен и старцы ничего не поняли, а когда пришли к нему, поговорили с ним, тогда узнали, что он в прелести бесовской. Весь Ветхий Завет знал на память, а Новый Завет позабыл. Насильно вывели его из затвора и своими молитвами исцелили от бесовской прелести. Впоследствии он стал епископом Новгородским.   Враг рода человеческого явился преподобному Симеону Столпнику в виде огненной колесницы и говорит ему: «Ты угодил Богу, и вознесем тебя на небо, как пророка Илию». Преподобный уже занес ногу, хотел ступить на колесницу, но оградил себя крестным знамением, и видение пропало.   Конечно, один Бог совершенен. Диавол сперва искусил преподобного [сказав], что [тот] уже удостоился за свои подвиги такого явления, и [подвижник] чуть не погиб. Но Господь пожалел его за его труды и вразумил оградить себя крестным знамением.   Некоему старцу бес явился ангелом и говорит ему: «Я послан к тебе от Бога». Мудрый старец сказал: «Наверное, ты ошибся, наверное, ты послан к другому старцу, а я недостоин видеть ангела». И враг исчез. К другому старцу, тоже мудрому, бес явился в виде Спасителя. Старец закрыл свое лицо руками и говорит: «Я не хочу видеть Христа в этой жизни, но в будущей жизни увижу Его». И враг исчез.   Многими кознями враг искушает человечество. Антоний Великий видел все сети врага, распростертые по земле, и сказал со вздохом: «Господи! Кто же избежит их?» Услышал голос: «Смиренномудрие».   Жил я в скиту, пели мы с одним монахом, и во время службы, когда читали шестопсалмие, этот монах задумался. Я умом чувствовал его мысли, хотел стукнуть его по плечу и сказать: «Что ты замышляешь худое?» Но воздержался, решил: надо проверить его мысли, будет ли делать так, как обдумал. Оказалось, он в точности так и сделал, как думал. У нас есть воображение и память. Это одно внутреннее чувство: где побываем, можем представить очень хорошо все те места, где побывали. Так и у меня: враг представил мысли этого инока. Это не прозорливость, а вражие внушение.   Вот еще случай. У меня было лекарство от насморка. Я также чувствовал: инок в другой келлии хочет прийти ко мне за лекарством. Отнес ему лекарство, а он и говорит: «Как ты узнал? Я только хотел идти к тебе». Ничего я не сказал ему.   Иногда бывает, что человеку скажут как раз о тех мыслях, что он думает. Тут определить трудно: случайное это совпадение или диавольское внушение, чтобы ввести неопытных в самомнение как прозорливых.   Прозорливость у святых совсем иначе бывает, ибо у них, по Божией милости, душа очищена от страстей, и они видят душевным оком. Из многих приведу один пример. Преподобный Стефан ехал мимо Троицкой Лавры в двенадцати верстах и поклонился игумену Сергию: они в это время обедали. Преподобный Сергий сказал: «Встаньте, братия, и поклонитесь, ибо нам кланяется преподобный Стефан».   В знак [в память] о таком чуде в Лавре во время обеда всегда вставали и кланялись. Вот прозорливость святых: для них нет пространства, они видят душой так, как мы видим глазами окружающее нас.   Когда я жил в Петрограде в часовне, ходила к нам молиться одна пожилая женщина. Она всегда видела душой, кто к ним идет, и уже готовилась заранее встретить их. Также видела, когда и где был ее муж, как он вел себя в гостях.   Она рассказала об этом отцу Иоанну Кронштадтскому, а он ей сказал: «Тут нет греха, но тебе это не на пользу». И у нее пропала прозорливость.   Такие ясновидящие — так их иногда называют — бывают от природы: получили дар без труда, и он не пользует их самих и других, ибо нет у них рассуждения, приобретенного трудами. А прозорливость у святых — ибо они, по Божией милости, очистили сердце от страстей и имеют истинное рассуждение, — благоразумно приносит пользу другим, ибо ими руководит Дух Святой.   Впрочем, и у святых духовное преуспеяние разное: есть подобные солнцу, другие как луна, а иные как звезда, и звезда от звезды имеет разницу [см.: 1 Кор. 15, 41], как говорит святой апостол Павел.   Один Бог совершенен. Ведь сколько таких, которые были восхищены на небо и видели славу святых, а потом падали и вели распутную жизнь на посмешище людям. Конечно, падение духовных [бывает] от самомнения и гордости. О блаженное Смирение! Ибо нет у меня ума, и душа моя трепещет, как я могу восхвалить и понять Тебя? Ибо Ты божественно приклонило небеса и сошло на землю.