[О бытии Бога, сотворении мира и о Русской Церкви]

17 августа 2011
28.08.1954

Новый Валаам

[О бытии Бога, сотворении мира и о Русской Церкви]

Уважаемая о Христе раба Божия Н...   Ты так безумно думаешь, пишешь, что нет Бога, человек умер и все этим кончится, загробной жизни нет, это выдумка человеческая. Во время оно пророк Давид сказал: «Рече безумен в сердце своем: нет Бога» [Пс. 52, 2], — вот и ты к этому безумию присоединилась. Ты так легкомысленно думаешь... А я глубоко верю и утверждаю, что есть Бог, есть будущая жизнь, есть вечное мучение для грешников, есть и вечное блаженство для праведников. Как же не верить в Бога: куда ни посмотрю, везде вижу и созерцаю Божию премудрость и благость. Как все сотворено премудро и гармонизирован весь земной шар! Святая Церковь поет: «Яко возвеличишася дела Твоя, Господи, вся премудростию сотворил еси» [Пс. 103, 24]. Чудные дела Твои, Господи, куда ни посмотрю, везде вижу творческую Твою руку. Смотрю на солнце и вижу, точно золотая тарелочка освещает и согревает весь земной шар. А в лесу сколько зверей, и у каждого зверя свои особенные свойства. Вот такая большая лошадь повинуется человеку, Господь сотворил ее в помощь человеку. А коровушка ест сено, и желудок вырабатывает питательное молоко для человека. А кроткая овечка, сколько она делает человеку добра: выходит теплая шуба, чулки и многое другое. Смотрю в птичье царство, просто чудно, как они украшены и [сколько] разных пород. А в земле сколько разных червяков и букашек, есть и такие червяки — ночью светятся, точно огонек. Смотрю на муравья и удивляюсь его трудам, обличает он меня, ленивого. А пчелка мудрая из разных цветов собирает такой сладкий мед для человека. До согрешения Адама все повиновалось человеку, а по согрешении бегут все прочь. Впрочем, и дикие звери приручаются. На Валааме в большой скит приходила лисица, и кормили ее после обеда. Чашку еды ставили на дворе, и она приходила всегда в одно время, точно по часам, вот что интересно. Вороны тоже подпрыгивают к чашке, но боятся. Что же они устроили? Одна ворона потянет за хвост лису, та оглядывается, а другая ворона не зевает — из чашки ворует. Просто смешная история получается. А в воду посмотришь, там свое особенное рыбное царство. Сколько разных пород — все живут и движутся, по Божиему назначению.   Я вообще люблю природу. Приду в лес и удивляюсь каждому деревцу и холмику, и созерцаю всемогущего Творца. Вот теперь думаю и удивляюсь, как я явился на свет Божий. Зачатие мое было так: семя отца моего упало на землю матери моей в виде червяка, и воспитывался в утробе матери моей девять месяцев, и я постепенно приходил в зрак [вид] человека. В конце девятого месяца, по закону природы, вышел точно из темницы на белый свет. Крестили меня по православному обряду. Благодарю Бога, что я православный, верую несомненно в Бога, во Святую Троицу, верую в Богородицу Приснодеву Марию и всех святых, ублажаемых Православной Церковью. Верую во Вселенские Соборы и все Святое Писание по катехизису; верую во все, что преподает нам Святая Православная наша Церковь.   Только вот что печально, наши православные не все знают свое православное учение, колеблются, некоторые даже попадают в разные секты и расколы. Они не знают, бедные, что все ереси и секты основаны на гордости и самовнушении, говорят: «Мы спасены». Они все Писание не признают, а выбирают только то, что оправдывает их учение. Мне говорил один сектант, что они все Писание знают назубок. Но я не удивляюсь этому их знанию: фарисеи тоже знали все Писание, но не жили по Писанию и не познали истины — распяли Господа.   Перехожу опять к удивлению от Божией премудрости. Люблю лунные ночи зимой. Везде полнейшая тишина. Надеваю шубу, сапоги валяные и теплый колпак, выхожу на двор, вижу и удивляюсь Божией премудрости — луна светит, а звездочек сколько, все небо ими украшено; все дальше и дальше видно, — только одни звездочки и конца нет. Чудные дела Твои, Господи, вся премудростию сотворил еси!   Ведь весь земной шар сотворил Господь, и все, что есть в земле — металлы разных видов и камни, — это для тяжести земли, вот она и притягивает все к себе; если была бы она легкая, то неслась бы куда-то вечно.   Ведь все науки изучают только уже сотворенное Богом, да так увлеклись науками, что и Творца позабыли. Вот и Дарвин прозвонил своей теорией по всему миру, в одно время много говорили о ней, а теперь почему-то замолкли. Впрочем, мирские науки опровергают одна другую. Только одна наука духовная неопровержима и не подлежит никакой критике. Ибо она от Господа — основана на слове Божием.   Вот что еще я заметил: в Духовных академиях и семинариях изучают только переплет Библии, а духа не изучают, но и говорят они без духа, одним рассудком.   Мне говорил академик-миссионер: в творении Божием под днями надо разуметь миллионы. Бедный ты миссионер! Очень слабым представляешь всемогущего Творца, приписываешь ему миллионы времени. Твой рассудок говорит так, а я верю, как сказал Господь: бысть вечер, бысть утро, день первый [см.: Быт. 1, 5], — надо и понимать сутками, а не миллионами. Ибо Господь сказал: «И бысть так» [Быт. 1, 6]. Словом отделил воду от земли. Вода с шумом и встала в указанные места: стали моря, потекли реки, ручьи, и в земле есть теплые воды и холодные родники. Господь сказал: «Да будет лес», — и стал лес по всей земле в совершенном виде, на севере такой, а на юге иной, а потом уже постепенно растет. Так и птицы сотворены Божиим словом; сразу полетели по всей земле, и разных пород; прочие все творения, как сказано в Библии.   Чем больше рассматриваю природу, тем больше удивляюсь и познаю всемогущество Творца. Науки я не проходил, даже и не читал их, написал эту статейку от чувств, начитавшись Святого Писания. Жизнь моя прошла, вот уже пошел восемьдесят второй год.   Духом Святым сказано: человеку жизни на земле семьдесят лет. Конечно, умирают и не доживши определенных лет. Но Духом Святым сказано общее число лет, если человек в силах, — восемьдесят лет, а дальше труд и болезнь [см.: Пс. 89, 10]. Ах! Как справедливо сказано! Вот я теперь и испытываю труд и болезнь в разных видах, жизнь уже не в радость, а в тягость. Совершенно сознаю, что скоро перейду в другой, вечный, мир. На днях ходил на кладбище, посмотрел холодную могилку, в которую скоро опустят мое бренное многосогрешив-шее тело, засыплют землей: тело из земли, в землю и пойдет, а душа от Бога, к Богу и пойдет. Смерть — неумолимый закон, весь род человеческий — от Адама до Второго пришествия — перейдет в другой мир, а тела по Божиему повелению воскреснут. И те тела, которые сжигают, тоже воскреснут, в этом я не сомневаюсь, у Бога все возможно. И этот прекрасный мир со временем уничтожится, как сказано во Святом Писании.   Человечество так оземленилось, совсем забывают, что наша эта жизнь — путь к вечности и приготовление к ней: волнуются и мятутся в сей юдоли плачевной [см.: Пс. 83, 7]. Даже мало таких встретишь, с которыми можно поговорить о едином на потребу. Может быть, народ уже подошел своей жизнью ко Второму пришествию Спасителя, как к Всемирному потопу. Не удержусь, сердце не выносит.   Как наши богословы, скорее, пустословы или буесловы-рас-кольники, отделились самочинно от Православной страждущей Русской Церкви, улетели в Америку, дерзают поносить Русскую Церковь и других заставляют следовать их безумию. Почтенный ты митрополит, одумайся, почему ты так безумно поступаешь — поносишь Православную Русскую Церковь. Пишу эти строки и плачу. Не поноси, а молись о ней. Вам там, из Америки, можно кричать, а этого не можете понять, как трудно удержать кормило Православной Церкви при безбожной власти. Конечно, вы, ученые с подвешенным языком, можете наговорить много в свое оправдание, но очень погрешаете. Прошу тебя и умоляю, вразу-мись, перестань поносить Святую Православную Русскую Церковь, а молись о ней, ведь и язычники так не поступают.   Где предстоит два зла, надо выбирать меньшее зло. А как же не признавать правительство, когда они там живут? Когда евреи были в плену у язычников, в законе Божием [было] сказано, чтобы они молились за правительство [той языческой] страны. Наверное, ты это знаешь, а если нет, посмотри в Библии. Совершенное православие только и осталось в Русской Церкви. Святейший Патриарх Алексий строго следит за службами и требует все службы исполнять по Уставу... Ах, заграничные иерархи, бревна в своем глазу не видите, просто не хотите видеть, а сучки в страждущей Церкви увидели [см.: Мф. 7, 3].   Вы, Ваше Высокопреподобие, если не можете смириться, чтобы молиться о страждущей Церкви, и не поноси, и не осуждай. Ибо Ваша ревность не по благочестию и не по Богу, а от гордости.