[Господь судит за намерение... ]

17 августа 2011
08.10.1954

Новый Валаам

[Господь судит за намерение... ]

Уважаемая о Христе Н...   Ты пишешь мне, что читала в «Отечнике», как некий отшельник-подвижник пошел на реку за водой. Там женщина стирала белье, и он пал с ней в грех блуда; по совершении греха взял водонос и пошел в келлию. Бесы стали смущать его помыслами: «Зачем ты идешь в келлию? Тебе нет спасения, возвращайся в мир!» Брат понял, что бесы хотят совершенной его погибели, хотят привести его в отчаяние. «Я не согрешил, — повторяю вам, — я не согрешил». Отразив таким образом помыслы, пришел в келлию и стал жить по-прежнему. Другому святому старцу было откровение, что этот монах победил диавола рассуждением. «Мне непонятно, почему монах солгал и получил прощение от Бога».   Вы, миряне, не понимаете в корне духовную жизнь, смотрите только на внешние подвиги. Но этот монах — великой души и опытный в духовной жизни. Он хорошо понял, что свойственно только Ангелам не падать, а человек, хоть и преуспевший в духовной жизни, но изменения бывают с ним, — совершенен только один Бог. Этот монах до греха не имел худого намерения, а также и после греха, Господь судит за намерение. Преподобный авва Дорофей говорит: «Не тот блудник, кто один раз согрешил, а тот, кто всегда сам стремится ко греху».   Диавол искушает человека двумя способами: до греха представляет Бога милосердным, а после греха строгим судьей и карателем и стремится привести в отчаяние, подобно тому как привел Иуду-предателя. А святой апостол Петр, как опытный в духовной жизни, не отчаялся — принес покаяние и горько плакал. Господь по Своей благости попустил апостолу Петру пасть за самонадеянность, ибо святой апостол говорил Господу: «С Тобой готов умереть». А на деле получилось наоборот — даже отрекся. Ибо наши усилия — без Божией благодати — не могут устоять в добродетели. И другой урок святому, чтобы был снисходительным к другим. Ибо [кто] искушен, [тот] искусен.   И нам, грешным, урок: чтобы смирялись и не верили себе, пока не ляжем во гроб, и не осуждали других. Вот этого монаха, если бы кто увидел его грешащим с женщиной, всю бы жизнь свою считал блудником. А он ведь сразу же после греха был прощен Господом. Чудная Твоя, Господи, истина святая и справедливая, ибо сказал: что ты видишь сучок в глазу брата своего, а бревна в глазу своем не видишь (см.: Мф. 7, 3).   Достойно и праведно украшают переплет Святого Евангелия золотом; было бы очень уместно и буквы печатать золотом.