[Без даты]

18 августа 2011
[Без даты]

[...] Благодари Бога, что Он дал тебе вкусить, хоть вмале, «яко благ Господь». Да, внутреннее свое состояние обнаруживать не надо даже и духовнику, если он не проходит такую же внутреннюю жизнь. Преподобный Антоний Великий пишет: «Если ты будешь говорить недуховному о духовном, то ему покажется смешным». Я тебе писал в предыдущем письме о смирении и еще повторяю: «Смиряйся, чадо, враг очень хитер, и мы очень немощны». Преподобный Макарий Великий пишет: «Знал я таких людей, которые были в таком духовном совершенстве, что видели на небе славу святых, и в таком состоянии находились шесть лет и, страшно сказать, — погибли». Еще приводит некоторых мучеников, которые пали после тяжких мучений. А о прощении грехов Святой Дух говорит через пророка Иезекииля: «Аще грешник покается и жить будет исправно, тогда Господь не помянет грехов его. Также и праведник: если развратится, Господь не помянет его праведности» [см.: Иез. 33, 11—19].   Умудряйся, чадо, будь мудра, как змея, а кротка, как голубь [см.: Мф. 10, 16].   Большую пользу я получаю жить в общем помещении и спать вповалку на нарах. Бог один, а пути к Нему разные — это мы видим на примере святых отцов: одни проходили внутреннее умное делание, преуспевали в духовной жизни, а другие много читали псалмов, канонов, тропарей, тоже преуспевали в духовной жизни. Еще замечу, пишут святые отцы, что природные недостатки остаются и у святых — для их смирения.   Быть на Фаворе со Спасителем очень весело. Но когда придется быть и на Голгофе, то терпи — имей уши слышать, да слушай, будь внимательна.Умудри тебя Господь! [...]

Схиигумен Иоанн.