24.06.1953

18 августа 2011
24.06.1953

Новый Валаам

Господин директор!

Елена Армфельт прислала мне письмо и между прочим пишет, что Вы написали мне письмо в то время, когда я был в Гельсингфорсе. Вы постеснялись прийти ко мне, и поговорить со мной и письмо послать, которое написали мне. Она же, прочитав Ваше письмо, прислала мне выдержки из него, но я неграмотный, в школах не учился, трудновато мне свои мысли выяснить, однако напишу, как умею и чувствую, — кратко.   Вы не верите «в бессмертие души, в особенности в Царство Небесное и в ад». Вы мыслите так, а я глубоко верю и утверждаю, что душа бессмертна. Вот приведу один пример о бессмертии души. Наверно, приходилось Вам когда-либо, когда хоронили умершего, [чувствовать]: одна мысль говорит, что я умру, а другая, где-то внутри, говорит: нет, я не умру. Вот это и есть голос души, ибо она бессмертна.   Вот что еще к сведению: душа не стареет. Я не знаю, сколько Вам лет, однако полагаю, что пожилой. Последите за собой. Когда дела идут хорошо — скорбей нет и болезни если есть какие, то на время утихли, — Вы тогда почувствуете себя молодым, так что наш директор готов будет идти танцевать с молодыми барышнями. Конечно, тело не способно к этому, но душа так чувствует. Вот мне восемьдесят лет, а чувствую себя молодым.Спросите любого старика — каждый так скажет. У стариков в морщинах и сединах бывают юные нравы, ибо душа грешит и добро творит посредством тела. Есть и юные, которые живут духовной жизнью, — с помощью Божией, тело подчиняют духу и живут целомудренно.   Еще пишите, что уже здесь, на земле, ужасный ад и что верите в то, что «постепенно на земле человечеством будет устроено царство земное». Это так говорят и думают атеисты. Но их фантазия и останется фантазией, и никогда этого быть не может, чтобы человечество устроило царство на земле. Напрасно человечество к этому стремится, ибо они видят только миражи. Вы пишете, что «уже здесь, на земле, ужасный ад». Не так думаете, что здесь ад. Здесь, на земле, только предвкушение будущего ада. Если которые испытывают ужасные внутренние мучения от ужасной греховной жизни, вот они и предвкушают будущее вечное мучение.   Есть и такие люди, которые предвкушают будущее вечное блаженство: это те люди, которые живут евангельской жизнью. Они приходят в такое состояние, что для них мир почти не существует и все люди кажутся милыми. У таких людей нет лукавства, ни обмана, ни лести, ни лицемерия, ни тщеславия, и всю тварь видят по существу; восхищаются и умиляются до слез: это мир слепой не знает и вместить не может, даже сделается смешным.   Еще пишете: Вам непонятно, как Всемогущество может интересоваться каждой человеческой душой и о ней заботиться и что «это несовместимо с попускаемой Им здесь жестокостью на земле». Наш умишко очень ограниченный и не может постигнуть судеб Божиих. Ибо Бог — самобытное и вездесущее Существо, Он как свет — везде светит и во все человеческие сердца проникает, и нет такого места, где бы не было Бога. Мне один ученый сказал: «Последняя наука говорит, что в природе есть какая-то невидимая всемогущая сила, которая поддерживает весь мировой порядок». Но не хотят сказать, что это Бог, ибо Бог сотворил видимый мир с тварями и поддерживает его.   Глубоко я верю и утверждаю, что есть Бог, будущая вечная жизнь, есть ад и рай, а эта наша временная жизнь не что иное, как путь к вечности и приготовление к ней. И верю, что этот видимый мир кончится, будет Второе пришествие Иисуса Христа, как сказано в Евангелии от Матфея, в 24-й главе. В первой половине главы сказано о разрушении Иерусалима, так и сбылось, и это прообраз Второго пришествия Спасителя на землю, а вторая половина главы — о Втором уже пришествии Иисуса Христа на землю. И эта такая неопровержимая Истина, [которая] никак не может солгать.   Все науки мира сего говорят только об этой земной жизни, а о загробной молчат. Конечно, науки нужны, ибо ими человечество живет. Набивают голову разными познаниями, а сердце остается наполнено страстями, и под влиянием страстей фантазируют разные предприятия и своими человеческими усилиями хотят устроить блаженство на земле. На деле так не бывает. Духовная наука говорит совсем другое: много человек замышляет в сердце своем, но состоится, что определено Господом. Все человеческие усилия без Божией помощи рухнут в конце концов. «Аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущий; аще не Господь сохранит град, всуе бде стрегий», — говорит Писание [Пс. 126, 1].   Если Вы, господин директор, хотите найти Бога философией, всуе будете трудиться и никогда не найдете. Вот мой совет, как найти Бога: начинайте свою жизнь вести по Евангелию. Господь сказал: «Блаженны чистые сердцем, тии Бога узрят» [Мф. 5,8]. Постепенно очищайте сердце от страстей. Насколько очищается сердце от страстей, настолько Бог познается, и будет Царство Божие внутри Вас [см.: Лк. 17, 21]. Вот тогда все вопросы кончатся.Умудри Вас Господи начать жить по Евангелию.   Кончаю писать. Есть пробелы, и много не дописано, а мои недостатки покрой христианскою любовью.   Радуюсь, что Вы помните Валаам и чувствуете помощь от преподобных Сергия и Германа. Вы отцу Луке пишете, что имеете вражду на тетю уже шестнадцать лет и не можете примириться. Это очень печально. Знай, что твои добродетели Богу не угодны. Как же ты можешь читать молитву «Отче наш»: «Оста-ви нам долги наша, яко и мы оставляем должником нашим» [Мф. 6, 12]. Сама не прощаешь, а просишь у Бога прощения? Всуе молишься. Бог не простит тебе до тех пор, пока не примиришься с тетей. Прочти Евангелие, в пятой главе от Матфея стих двадцать третий.   Сам Господь даже молился Отцу Своему за распинателей: «Отче! отпусти им, не ведят бо, что творят» (от Луки 23, 34). И святой апостол архидиакон Стефан молился за побивающих его камнями: «Господи, не постави им греха сего» (Деян. 7, 60). Вот какие примеры имеем, а ты не можешь примириться с тетей. Пишешь, что она обидела тебя. Но внимательно рассмотри себя, может быть, ты и сама неправа была. Пусть будет так, что она напрасно обидела тебя, все же ты должна сходить к ней и примириться. Хотя жестокое сердце твое не захочет примириться, понудь его, помолись Богу и проси Его помощи, чтобы Господь смягчил сердце твое, непременно так сделай, иначе ты погибнешь. Ибо суд Божий во Второе пришествие будет по Евангелию.   В молитве ко Святому Причащению говорится: «иди примирись тя опечалившим». А если не примирившись приступишь ко Святому Причащению, тогда Святые Тайны не вменятся в Тайны.   Вот что еще есть в Церковной истории: были очень большие друзья, священник Саприкий и мирянин Никифор. Диавол навел на них такую вражду, что [они] никак не могли примириться.Тогда было гонение на христиан. Священник Саприкий много претерпел мучений, приговорили отсечь ему голову. Никифор спросил священника: «Мучениче Христов, прости меня ради Христа». Но жестокий священник не простил и сказал мучителям: «Отрекаюсь от Христа». А Никифор объявил себя христианином, и отрубили ему голову. Саприкий погиб, а Никифор стал мучеником. Вот какой тяжкий грех — вражда. После тяжких мучений погиб человек. Из многих примеров написал я тебе немного. Не пиши мне писем до тех пор, пока не примиришься с тетей.   Призываю на Вас Божие благословение, примири и храни вас Господь.

Многогрешный схиигумен Иоанн.