[1948]

19.02.1948

24 августа 2011
19.02.1948

Боголюбивейшая м. Мария!

Христос посреди нас!

Ваше письмо от первого февраля я получил своевременно.   Поздравляю Вас с принятием Святых Христовых Тайн. Исповедью отца Владимира получила смущение... Что делать, потерпи, не унывай. Белое духовенство всегда как-то требует от монашествующих строгих подвигов. А ведь инок отличается отмирян только безбрачием, а в остальном и миряне должны и обязаны жизнь вести такую же, т.е. жить по заповедям. Заповеди Господни общие для всех. Монахи удалились от мира именно для того, чтобы удобнее исполнять заповеди Господни. В данное время, конечно, монастырская жизнь потекла по другому руслу. Ревнующим о духовной жизни приходится приспосабливаться к этой жизни внешне, а более [всего надо] обратить весь труд на внутреннее делание. Святой апостол Павел говорит: «Телесное бо обучение вмале есть полезно, а благочестие на все полезно есть» (1 Тим. 4, 8).   У святых отцов я нашел три пророчества о последних иноках, а епископ Игнатий Брянчанинов полагает, что мы последние иноки. «Последние иноки иноческих дел не будут иметь; постигнут их искушения и напасти, и которые иноки перетерпят их, таковые будут выше нас и отцов наших». Конечно, мир этого не может знать, ибо он знает и любит одну только внешнюю показ-ность.   Спрашиваете, как Вам поститься? Слово о посте очень протяженное, но я напишу кратко. Конечно, мы должны исполнять послушание Церкви, что она заповедала исполнять в точности, а что по немощи не исполним, — надо укорить себя и каяться. Святой Диадох пишет: «Пост, как орудие, благоустрояющее хотящих к целомудрию, имеет цену, но не перед Богом». Святая Церковь воспевает на первой неделе Великого поста в понедельник на вечерне: «Истинный пост есть злых отчуждение, воздержание языка, ярости отложение, похотей отлучение, оглагола-ния, лжи и клятвопреступления. Сих оскудение, пост истинный есть и благоприятный». Ученый муж, величайший аскет преподобный Кассиан пишет так: «Ибо если мы будем поститься на том основании, что будто грешно употреблять пищу, то не только не получим никакого плода от воздержания, но еще, по апостолу, подвергнемся тягчайшему обвинению за нечестие, потому что будем удаляться брашен, которые Бог сотворил для ядения с благодарением верным и познавшим истину, ибо всякое создание Божие хорошо и ничего не гнусно, если приемлется с благодарением (см.: 1 Тим. 4, 4); ибо кто что считает скверным, тому то и скверно (см.: Рим. 14, 14). Потому никто не был осужден за одно употребление пищи, и если ядущие осуждаются, то это потому, что с употреблением пищи соединяется или последует за оным нечто предосудительное».   Относительно богатых людей, которые не хотят платить Вам долги, умудряйся сама и с Божией помощью решай на основании Святого Писания. Умудри Вас Господи. Напрасно себя смущаете и думаете, что есть у Вас какой-либо грех неисповеданный. Смертные грехи только те, которые сознаете и не каетесь.   Еще пишете, читала о снах у святых отцов: «Если повторяется, то это правильный сон». Снам верить не надо. Преподобный Варсонофий Великий пишет: «Тот, кто один раз явился ложно, может сделать еще и три раза и более» (Ответ четыреста пят-надцатыи; .Посылаю выписки о сновидениях.   О виденном во сне кресте, пугаться не надо, ждать каких-либо скорбей. Верь, что без Божией воли ничего с нами не может быть. Вы все пугаетесь и ждете каких-то неприятностей. Этот ваш страх телесный есть крест Ваш, и помоги Вам Господи нести его благодушно. Хорошо, что уклонилась от осуждения, все она, бедная, горюет, помоги ей Господи. Когда она придет, не обижай ее и не противоречь ей, потерпи, старайся все забыть, и другим передавать ее разговоры не надо.   Все это хорошо: вычитывание акафистов и шестисот Иисусовых молитв, только чтобы было не на ветер, а внимательно.   Хорошо, что сознаешь свое внутреннее греховное увлечение [нерасположенность] к В. и ее родным. С Божией помощью старайтесь искоренить, помоги Господи.   У Вас уже пост начался, поздравляю со Светлою Четыреде-сятницею, помоги Господи провести оную в христианском благочестии.Призываю на Вас Божие благословение, с любовью во Христе Ваш недостойный сомолитвенник схиигумен Иоанн.   Ваши два письма и деньги я получил своевременно. Письма доходят исправно, никто не прочитывает. [...]   У Вас все страхи и болезни продолжаются, что делать, приходится терпеть и молиться.   У Вас еще есть заботы и попечение о других — это лишнее, имейте заботу только о себе и довлеет с Вас. Старайся расположиться на волю Божию, умудри Вас Господи. Прости за краткость письма. Накопилось много писем, надо отвечать, а писака-то ведь я аховый, вот и затирает мое убожество.

Призываю на Вас Божие благословение, с любовью во Христе недостойный Ваш сомолитвенник схиигумен Иоанн.