06.12.1946

11 сентября 2011
06.12.1946

Валаам

Достопочтимая о Христе Елена!

Сердечно благодарю за хорошие пирожки, подвижникам дал по два пирожка, остались очень довольны, еще двоим дал по два пирожка, остальные сам доел.

На твои вопросы хорошо бы лично поговорить, в письме всего не опишешь. Так и должно быть, когда человек следит за собой, тогда другие кажутся ему хорошими, ибо прямое око на всех глядит прямо, а кривое око на всех глядит криво. Приобрела книгу преподобного Кассиана — почитывай; хотя направлена инокам, и мирянам приклад на. Из этой книги помещены в «Добротолюбии», втором томе, умело сделанные выборки. Ты любишь читать Жития святых и почитывай, они очень воодушевляют нас, грешных, у нас читают всегда в трапезе, ежедневно, и я замечаю: у некоторых появляются слезы.
Вот и сама замечаешь: что от посещения других и от разговоров после бывает тоска, по возможности, и уклоняйся, ничто же сумняся, хотя и будут маленько недовольны, ничего, не смущайся этим. Ты боишься темноты, я тоже побаиваюсь, вот насколько мы слабенькие и маловерные в Божий Промысл. Когда я шел пешком от монахинь, пять верст пришлось идти лесом в темноте, в одном месте напал такой страх, что по всему телу пошли точно мурашки и уши зашевелились, точно кто-то догоняет меня; обернулся назад, сделал крестное знамение и пошел вперед. Священное Писание говорит: «Боязнь — не что иное, как лишение могущества рассудка» [страх есть не что иное, как лишение помощи от рассудка (Прем. 17, 11)].   Относительно твоего смущения святые отцы сказали: «Что делается со смущением — всегда от бесов». Приложись ко кресту и к Божией Матери и довольно, будь спокойна, загляни у святого Варсонофия вопрос четыреста тридцатый и ответ, еще вопрос четыреста тридцать третий и ответ — там можешь сама маленько разобраться.   Когда не придется исполнить все свое правило — не смущайся, не будь рабом правилу. Держи правило мытарево: «Боже, милостив буди мне грешной» и имей память Божию, это заменит все правила. Прочти у святого Исаака на сто тридцать шестойстранице, еще в «Невидимой брани» во второй части двадцатую 19главу .   Когда появятся слезы, остановись на них, пока они кончатся. Слезы всегда полезны, не смущайся, знай, что без внимания не заплачешь. Когда ляжешь в кровать, занимайся богомыслием, что помнишь из Писания, важнее из Евангелия. Слезы придут, дай им свободу.

Отец Игумен поправился, служит, и в трапезу ходит. Мои деньги не посылай обратно, почему же не расходуешь их на мои требования? Если будет когда какая соленая рыба потрудись прислать мне.

На исповеди не надо стараться, чтобы были слезы, скажи, что есть на совести, и больше ничего. Как видно, Антонина переживает тяжелое состояние, за нее надо молиться, а не сердиться на нее. Да, так хорошо, что не обращаешь внимания на нее и не вмешиваешься, умудри и примири вас Господи.   Святой Исаак Сирин очень высокий писатель о духовной жизни. Он ученой системы не держался, и слог очень тяжелый. Колодец его духовной мудрости очень глубокий, а веревочка нашего разума очень коротка, и мы, грешные, не можем почерпнуть вполне его мудрого учения, довольно с нас и того, что поймем. Прочти двадцать шестое слово, как хорошо он описывает первое ведение.

Призываю на вас Божие благословение.

С любовью во Христе, схиигумен Иоанн.

P.S. С большим трудом писал это письмо. Водил пером по бумаге, точно ломом. Внутри на душе — сухость, а сердце точно камень. В данные моменты требуется терпение, и ждать помощи от Бога. Господи, помоги! По прочтении письма и ты, наверное, почувствуешь мое состояние.